ЧЕЛОВЕК РЕНЕССАНСА
В ЭПОХУ АБСУРДА
виртуальная книжная выставка
о жизни и деятельности основоположника
чувашской профессиональной музыки
Степана Максимовича Максимова,
репрессированного в 1937 году.

"Я думал, что полученные знания и опыт я употреблю на дальнейшую работу, мечтал, что года через 3-4 с помощью молодых кадров мы покажем… достижения чувашской новой социалистической музыкальной культуры, как это сделали другие республики, эти планы, эта последняя, по моему мнению, работа оборваны…"


С.М. Максимов. 1938 г.



Годы репрессий

Начиная с 20-х годов ХХ века в России началась волна репрессий. Вначале она была направлена против остатков кулачества, нэпманов, старой интеллигенции, но начиная с декабря 1934 года обрушилась и на другие социальные слои общества. Репрессии нанесли невосполнимый урон: посредством государственного террора из общественно-политической, культурной и хозяйственной жизни страны была устранена лучшая часть русского народа. Великий террор обрушился страшной трагедией и на творческую интеллигенцию Чувашии, деятелей литературы, искусства, культуры. Репрессивной машине подвергся и Степан Максимов.

С композиторским чутьем и талантом Степана Максимова плохо сочетались все новые и новые требования, предъявлявшиеся партийной (политически-конъюнктурной) «эстетикой» к творчеству мастеров искусств.
В середине сентября 1937 года, после публикаций в главной партийной газете «Правда» материалов о «вредительстве буржуазных националистов», в Чувашиии началась открытая кампания поиска и разоблачения собственных «врагов».

Ныне раскрытые протоколы НКВД свидетельствуют, что в материалах одного из сотрудников аппарата Центрального Комитета комсомола был упомянут директор Чебоксарского музыкального училища, якобы «открыто ведущий антисоветскую работу». Ожидал ли Степан Максимович ареста? На его глазах исчезали друзья, коллеги, близкие и малознакомые. Наверно, он не был настолько наивен, чтобы не строить предположений и на свой счет. Но внешне в его поведении изменений окружающие не замечали. Он был спокойным и рассудительным. Как всегда, занимался текущими делами, выглядел уверенным в себе. Именно это вызывало растущую ненависть полуобразованных посредственностей, каковых становилось все больше в числе лиц интеллигентских и творческих профессий. Иные, молодые, по незрелости ума, иные же по природному скудоумию, возбуждаемые и поощряемые установками на «беспощадную борьбу», становились инициативными участниками травли «врагов народа» и добивались поддержки и соучастия от окружающих.

19 октября 1937 года Степан Максимович был исключен из рядов ВКП(б), 28 октября его снимают с должности директора училища. Цензура не покладая рук исследует публикации композитора на предмет выявления «контрреволюционного» содержания. 14 ноября уполномоченный Главлита А. Хрусталев составляет справку, в которой среди прочего указано:
"Особенно нагло выступает Максимов в сборнике песен, изданном в 1927 году — «Çěнӗ юрăсем». В песне «Пирён мучи Микулай» (текст Лашмана, муз. Максимова) восхваляется прошлая жизнь, охаиваются советы и т.д." В качестве обоснования обвинения были представлены строки шуточной песни-частушки, вложенные в уста персонажа — прежде богатого и сильного, теперь униженного и жалкого деда Николая:

Сикрӗ тухрӗ самана,

Çитрӗ ахăр самана»,

Килсе тухрӗç советсем,

Ай, хăйямат советсем...

Микулайăн тарçисем

Кантурсене вырнаçрӗç...

Ах тур-тур-тур, тур çырлах,

Прикас пама пуçларӗç.

Ах. советсем, советсем,

Ытла мăйшкăл турӗç-çке...

(Перевод: «Вдруг пришло время, / Настал «конец света», / Пришли советы, / Ай, злые советы... // Николаевские работники / Заняли место в конторах... / Ах, боже, божья воля, / Распоряжаться принялись. // Ах, советы, советы, / Чересчур обидно сделали...»).

Вдумываясь, понимаешь, что цель документа — не поиск истины. Степан Максимов - композитор, а для обвинения взяты стихи, ибо из музыки извлечь «контрреволюцию» невозможно. Тем не менее, 7 декабря появляется приказ об освобождении Максимова от должности преподавателя училища. 18 декабря он был арестован, 30 декабря осужден на десять лет.

В этот тяжелейший период он никого не предал, наоборот, пока имел возможность и влияние, на собраниях, посвященных «выкорчевыванию врагов народа», пытался защитить честных музыкантов, таких как пианист И.В.Люблин, виолончелист Л.Э. Остен-Сакен (вслед за ним арестованы и расстреляны), певица А.И. Тоскина идр.

Так, в расцвете сил, едва перешагнув сорокапятилетний рубеж, С.М. Максимов лишился возможности заниматься творчеством, исполняться, издаваться. После возвращения из лагеря в 1947 г. ему не разрешили вести преподавательскую деятельность. Степан Максимович до конца жизни работал артистом симфонического оркестра Чувашской государственной филармонии — играл в группе альтов и занимался оркестровкой чужих сочинений.

Он продолжал записывать народные песни от Г.Ф. Федорова, создал несколько новых песен (наибольшую популярность завоевала «Савнишӗн çунатăп» (Тоскую по милому) и перерабатывал собственные хоровые обработки — теперь для сольного пения с фортепиано (ибо хоровые коллективы не брались исполнять его сочинения).
Реабилитация, коснувшаяся его в 1955 г., уже не застала выдающегося сына чувашского народа в живых (умер он 26 августа 1951 г. в Чебоксарах).

Бушуева, Л. И. [Степан Максимович Максимов] // Л. И. Бушуева, Л. И. Политические преследования и репрессии 1920 - начала 1950-х годов в судьбах интеллигенции Чувашии / Л. И. Бушуева. – Чебоксары, 2014. – С. 11-12 ; С. 15-16.

Страница оркестровки, выполненной С.М. Максимовым в лагере
Ордер на арест
С.Максимова.
В лагерном оркестре. Четвертый слева - С.М. Максимов.
В лагерном квартете.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website