ЧЕЛОВЕК РЕНЕССАНСА
В ЭПОХУ АБСУРДА
виртуальная книжная выставка
о жизни и деятельности основоположника
чувашской профессиональной музыки
Степана Максимовича Максимова,
репрессированного в 1937 году.
После переезда в 1925 году в Чебоксары С. М. Максимов возглавлял отдел профессионального образования Чувашского Наркомпроса. В 1926 году по его инициативе были организованы Музыкальная школа, а в 1929 г.— Чувашский государственный музыкальный техникум (ныне училище имени Ф.П. Павлова).
В школе и техникуме он вел теорию и историю музыки, чувашскую музыку, гармонию.
Степан Максимович оказал большое влияние на развитие первого в республике профессионального музыкально-исполнительского коллектива - Чувашского государственного хора, был организатором и руководителем его концертных поездок в Москву, Нижний Новгород (1929), по республике (1930).
Как музыковед С. Максимов часто публиковался в газетах «Канаш», «Красная Чувашия», журналах «Сунтал», «Халăха вĕрентес ĕç».


Здание Школы второй ступени, в котором располагалась открытая Степаном Максимовым Чебоксарская музыкальная школа.
В школе и техникуме он вел теорию и историю музыки, чувашскую музыку, гармонию.
Степан Максимович оказал большое влияние на развитие первого в республике профессионального музыкально-исполнительского коллектива - Чувашского государственного хора, был организатором и руководителем его концертных поездок в Москву, Нижний Новгород (1929), по республике (1930).
Как музыковед С. Максимов часто публиковался в газетах «Канаш», «Красная Чувашия», журналах «Сунтал», «Халăха вĕрентес ĕç».
Свои взгляды на явления музыкальной и общественной жизни композитор выразил в таких статьях, как «Чувашская песня» (1927), «Чувашская музыка», «Симбирская чувашская школа в первые годы революции», «Обучение пению» (1928), «Чувашский хор в Москве и Нижнем Новгороде» (1929), «Музыкальная работа за 10 лет» (1930), «Подготовка музыкальных кадров» (1937) и др.


С.Максимов (в центре) с В.Воробьевым с коллективом Чувашского государственного хора в первый год его существования. Июнь 1928 г.
Вернувшись после окончания Московской консерватории в 1935 г. в Чебоксары, С.М. Максимов опять становится директором Чувашского музыкального техникума и предпринимает ряд значительных мер по обновлению педагогического коллектива. Увеличивается количество обучающихся студентов, приглашаются на работу приехавшие из Ленинграда, Москвы и Ижевска высокопрофессиональные специалисты: А.Я. Порубиновский, С.А. Крылова, П.Н. Огородников. Вокруг него — явного лидера музыкальной жизни республики, объединяются как опытные, так и молодые музыканты.

Здание Чебоксарского музыкального техникума, открытого С.Максимовым. Фото 1952 г.
Результативность действий Максимова основывается не на административных или партийных «рычагах», а, главным образом, на авторитете личности. В конце 1935 года он ставит вопрос о создании местного творческого союза – Союза композиторов Чувашии (был организован в 1940 году, без С. Максимова).
Композитор разработал план-проект организации грамзаписей произведений чувашской музыки. По его предложению, «целесообразно отдать эти 10 пластинок на запись сольных вокальных номеров и некоторых пьес для камерного ансамбля». В список были включены сочинения Касьянова, Кривоносова, Белого, Шварца и самого Максимова. Грамзаписи состоялись в конце 1937 года (без Максимова).


С.Максимов и дирижер Г.Благодатов среди артистов Государственного симфонического оркестра. Фото около 1937 г.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website