ЧЕЛОВЕК РЕНЕССАНСА
В ЭПОХУ АБСУРДА
виртуальная книжная выставка
о жизни и деятельности основоположника
чувашской профессиональной музыки
Степана Максимовича Максимова,
репрессированного в 1937 году.

«Заслуги С.М. Максимова… перед наукой чувашской музыкальной этнографии огромны…

Изданный сборник составляет лишь часть его собранных материалов. Но тут что мелодия – то красота, что мотив – шедевр. Записи сделаны опытной рукой глубокого знатока чувашской народной музыки: каждый изгиб мелодии, каждый гротеск мотива, каждый тончайший нюанс звука учтен при делении тактов. Это чрезвычайно трудное обстоятельство при записях чувашских народных песен и мотивов преодолено собирателем блестяще».


Федор Павлов о "Книге народных песен"


Ростки творчества


Степан Максимович Максимов родился в селе. Яншихово-Норваши Янтиковского района. В 1907 году, после успешного окончания Яншиховского двухклассного училища, поступает в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Воспитанники этой школы обучались не только хоровому пению, но и скрипичной игре. Степан учился у опытных педагога Н.П. Лыбина, виолончелиста, окончившего Петербургскую к онсерваторию. Близкое участие в развитии музыкального образования воспитанников принимал учитель пения И.М.Дмитриев, окончивший регентские классы при Придворной певческой капелле.
После окончания Симбирской чувашской школы С.Максимов был назначен учителем скрипичной игры. К этому времени в Чувашской школе формируются оркестры духовых и струнно-смычковых инструментов. В создании этих оркестров активное участие принимает и С. Максимов: во внекласное время он разучивает с учениками партии отдельных инструментов, сам играет в оркестре. С января 1912 года ему было полностью доверено руководство оркестром.
Летом 1914 года С.Максимов экстерном окончил курс регентских классов при Казанском отделении Русского музыкального общества. После этого его музыкальная деятельность еще больше расширяется.


С.Максимов.
Около 1914 г.

Хранитель музыкального наследия


С. Максимов – композитор-фольклорист, выдающийся собиратель чувашской народной музыки. Им было собрано более двух тысяч чувашских песен и инструментальных мелодий в Чувашии, Ульяновской и Самарской областях, Татарстане, Башкортостане, на Урале и Сибири.
Интерес к народным песням у композитора возник после поездки в район «Десяти селений» Буинского уезда, известный среди чуваш как «песенное гнездо», будущий композитор начинает интересоваться народными песнями. «Глубоко убедившись в исключительно высоком значении музыкального фольклора, я с 1917 года начал собирать песни родного народа. При этом стремился к наибольшей точности записей, ибо думал, что это будет способствовать развитию чувашской музыки» - писал С. Максимов в предисловии к сборнику «Чувашские песни», изданный в Москве в 1924 году.
Первый его сборник «Чувашские народные песни», отпечатанный шапирографом в количестве 150 экземпляров, вышел был напечатан в Симбирске в 1918 году. Почти все известные песни композитора основаны на музыкальном фольклоре родного народа. Это и «Застольная», «Лети, лети, кукушка», «Не гнись, орешник», «Снизу идет белый пароход», «Я нарочно в лес пошел», «Наш отец, как сазан-рыба» и др. Его записи опубликованы в сборниках «Чăваш кĕввисем» (Чувашские мелодии, 1924), «Песни верховых чуваш» (1932), «146 песен, записанных от Гаврила Фёдорова» (в соавт., 1934), «13 чувашских песен нового быта» (1934), «Чувашские народные песни» (1964).
Фольклорные сборники С. Максимова стали для композиторов республики своего рода энциклопедией чувашской народной музыки. Они звучат в творчестве как чувашских, так и российских композиторов.
Музыковедческий труд «Чувашская народная песня. Опыт исследования», изданный посмертно (1964), обнаружил научный приоритет Максимова в освещении многих вопросов теории народной музыкально-поэтической. системы. В частности, в книге «Песни верховых чуваш» он одним из первых отечественных музыковедов подошёл к проблеме музыкальной диалектологии в фольклористике и дал достаточно большой материал для её рассмотрения. Изучая песенные лады, существенно дополнил и уточнил представления о пентатонике в чувашской музыке. Большое внимание уделил своеобразию ритмического строя народной песни. Издания и исследования С.М.Максимова стали крупным достижением в изучении чувашского музыкального фольклора, выделялись в регионе и на общесоюзном фоне.

С.Максимов.
Около 1914 г.

Наследие композитора

К композиторскому творчеству Степан Максимов обратился во время учебы в Симбирской учительской школе. Очарованный красотой собранных среди крестьян мелодии, С. Максимов пишет первые гармонизации, практически проверяет их звучание в хоровом исполнении. В 1917 году им были созданы обработки народных песен для хора а-капелла. Среди них «Çула тăрăх анама» (На придорожном поле), «Лутраях та шĕшкĕ» (Низенький орешник), «Хĕрĕх чалăш хĕрлĕ ту» (В сорок саженей красная горка), «Уй варринче» (Посреди поля), «Хĕвел тухать анатран» (Солнце восходит) и другие, исполненные в Симбирске на Общечувашском национальном съезде и сохранившиеся в репертуаре исполнителей много десятилетий. Их партитуры составили первый в истории чувашской музыки сборник национальных музыкальных произведений «Чувашские народные песни, гармонизированные Максимовым» (1918). В нём же был опубликован хор «Хура вăрман урлă» (Через тёмный лес) - первое в чувашском искусстве оригинальное композиторское сочинение на стихи из народной песни.
Во 2-й половине 1920-х гг. Максимов написал ряд хоровых произведений, среди которых выделяется знаменитая «Ака-суха юрри» (Песня сохи и плуга), созданный на основе его фольклорных записей.
В 1930-х гг., особенно в период обучения в консерватории, создал массовые песни, а также освоил новые для чувашской музыки инструментальные формы и жанры – написал пьесы для камерных инструментальных ансамблей различных составов (струнных квартета и трио, для скрипки, гобоя, кларнета и фортепиано, для скрипки и фортепиано и т.п.). Этапными для чувашского искусства стали одночастная Сонатина для фортепиано (1933), «Увертюра» для симфонического оркестра (1935).


С.Максимов.
в период поступления в консерваторию
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website